Выбор светового оборудования для дискотек и клубов
Световое оборудование для дискотек обеспечивает определенного рода атмосферу, что является одним из факторов успешности заведения. Выбор аппаратуры довольно широк и вполне можно подобрать нужную технику, однако, для привлечения посетителей необходимо еще правильно ею управлять.
- Сфера прменения
- Разновидности осветительных приборов
- Критерии выбора
- Требования и нормативы размещения
- Рекомендации специалистов
Особенности дискотечного освещения
Все, что хорошо для подсветки театрального представления, необязательно подойдет для клубного пространства. Если в первом случае главная задача состоит в правильном освещении лиц актеров (особенно во время диалогов), движений в танце, декораций, то в ночных клубах используется по большей части аппаратура, создающая световые эффекты. Ключевые характеристики дискотечного пространства: динамичность подсветки, яркость, приглушенность.
Клубное и театральное освещение может создаваться приборами следующих категорий:
- точечная подсветка;
- размытый свет;
- световые эффекты.
Разделение оборудования происходит еще и на основании отличий в стандартах. Так, практически вся световая техника представляет две группы: светильники, поддерживающие стандарт DMX и не поддерживающие его. Если рассматривать более подробно, то DMX представляет собой определенный метод передачи данных цифрового типа от контроллера к световой технике. Благодаря этому стандарту упрощается процесс организации связи между управляющей и исполняющей аппаратурой.
Виды осветительного оборудования
Наиболее популярным типом подсветки являются различные световые эффекты. Сопутствующее оборудование:
- GoBO-проекторы. Название определяет принцип действия таких приборов. Это сокращенное обозначение от «Goes Before Optics». Свет пропускается сквозь резные отверстия различных форм, проецируя множественные фигурные изображения на большой площади поверхностей (пол, стены). Такие проекторы создают динамику на танцполе клубов благодаря вращению оптики. Еще одно целевое направление – создание проекций логотипов на презентациях коммерческих предприятий.
- Луч-эффекты. В данном случае прибор состоит из центрального источника света, оснащенного большим количеством линз разных цветов. Для получения желаемого эффекта эта конструкция встраивается в сферический или полусферический корпус. А вращение обеспечивает мотор. Такие осветительные приборы позволяют организовать динамическое освещение.
- Центральные устройства для создания симметричных эффектов. Они выполнены в виде лампы, окруженной зеркалами. Такая техника создана для использования в центральной точке пространства, ее нередко задействуют при организации осветительных систем дискотек. Театральное освещение также может быть основано на применении подобных устройств, но в меньшей мере. Также нечасто задействуются центральные приборы и для создания световых эффектов в ресторанах. Встречается два вида подобных аппаратов: упрощенного управления (посредством синхронизации с музыкой), а также более сложные исполнения с возможностью программирования движения зеркал и других действий.
- Сканеры. Это приборы, создающие динамическую подсветку в виде четко очерченного луча благодаря использованию зеркал в конструкции. Одна из главных характеристик подобных аппаратов – цветные узоры, отображаемые на поверхностях. Движение сканеров возможно в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной, для чего предусмотрено два мотора и два зеркала. Перемещение лучей происходит за счет поворота зеркальных поверхностей, что характеризуется, как недостаток подобной техники из-за ограниченности освещаемого пространства. Главное преимущество сканеров – практически мгновенная реакция при перемещении. Задействуют их при организации освещения клубов.
- Колорченджеры – источники света, моментально изменяющие цвет луча, который сами же продуцируют. Конструкцией предусмотрены заслонки, позволяющие создавать эффект «стробо». Область применения таких приборов очень широка. Это и постановочные программы, интерьерное освещение, подсветка сцены, баров и ресторанов, а также дискотечных пространств.
- Вращающиеся головы – прожекторы, которые по принципу действия сходны со сканерами, но характеризуются неограниченными возможностями при освещении, так как динамика луча обеспечивается подвижным корпусом такого устройства. Используют данный вид источников света повсеместно: при организации освещения дискотек, постановочных шоу, в качестве подсветки сцены театров и концертных залов.
- Стробоскоп. Эти устройства воссоздают световые импульсы, которые повторяются довольно быстром темпе.
- Лазерные установки. Такие приборы существуют в нескольких исполнениях: продуцирующие прямые лучи и создающие объемные изображения при наведении на поверхность. Обычно используются на танцполе клубов.
- Источники ультрафиолетового излучения, благодаря которым создается эффект свечения белого при выключенном основном источнике света.
- Осветительные приборы точечной подсветки. К ним относятся устройства следящего света. Их используют с целью выделения небольшого участка сцены, где находится объект, а также для слежения за ним при движении. Это театральный прожектор, равно как и оборудование для освещения клубного пространства.
- PAR-прожекторы. Они обеспечивают заливающий свет и чаще применяются при организации освещения сцены. Театральный прожектор сегодня во многих случаях заменяют данным видом источника света. Эти аппараты оснащены алюминиевым корпусом и характеризуются статичным световым потоком.
Если раньше существовало четкое разделение приборов для дискотечного и театрального освещения, то сегодня оборудование стало универсальным и многие из существующих сегодня аппаратов могут использоваться как на сцене, так и на площадке ночных клубов.
Основные критерии выбора
Чтобы правильно подобрать световое оборудование, нужно учитывать типа объекта, где оно будет эксплуатироваться, а также основную направленность мероприятий, которые там проводятся (выступления, дискотеки, сценические шоу и прочее).
Играет роль и размер площадки и ее особенности (проводка, возможности для подключения). Обращается внимание также на характеристики самого прибора. Они должны соответствовать выше названным параметрам объекта, для которого подбираются.
Если рассматривать центральные осветительные приборы, то ключевыми параметрами при выборе являются: количество лучей, площадь покрытия поверхности, что определяется в первую очередь высотой расположения аппарата. Кроме того, принимаются во внимание дополнительные возможности оборудования, например, изменение цвета, узора, синхронизация с музыкой. Важно также определить предпочтительный способ управления: посредством пультов или контроллерами стандарта DMX.
Сканеры подбираются, исходя из мощности, а также типа источника света и количества трафаретов для проецирования узоров на поверхности. А вот вращающиеся головы, которые могут использоваться и в клубах, и как театральные прожекторы, подбирают, основываясь на качестве используемой в конструкции оптики, общем количестве цветов. В более дорогой аппаратуре присутствуют дополнительные возможности.
Правила и нормы размещения
В клубах обычно существует разделение пространства на зоны: танцпол, барная стойка, место работы ди-джея, зона отдыха. Причем в большинстве случаев разделение выполняется посредством освещения, дополнительных сооружений (возвышение танцпола или сцены), дизайнерских приемов.
Главным участком в любом клубе является танцевальная площадка. Основной вид освещения в этом случае – заливающий, без световых пятен. Этого можно добиться, равномерно установив осветительные приборы по периметру танцпола.
Место работы ди-джея постепенно переходит в разряд шоу-программы, поэтому все чаще при оборудовании этого участка используется аппаратура, создающая спец-эффекты. Популярное решение – использование светодиодных панелей, которые синхронизируются с музыкой. Освещение барной стойки и в целом зоны работы бармена организуется таким образом, чтобы добиться мягкости. Это позволяет создать непринужденную атмосферу.
Но важно также обеспечить на данном участке достаточный уровень видимости, поддерживающий нормальные условия работы. В зонах отдыха и на других участках пространства создается полумрак.
Рекомендации по обустройству клуба
Чтобы получить особую атмосферу клубного пространства, необходимо задействовать разнотипное оборудование, причем не только для организации правильного света, но и – звука. С целью усиления восприятия часто применяют спец-эффекты (например, задымление). Обычно используется сразу несколько источников света: театральный прожектор (он же PAR) для подсветки сцены, вращающиеся головы, установленные на полу или потолке, лазеры, колорченджеры, стробоскопы и другие.
Более спокойную атмосферу создают точечные светильники, что обычно используют при организации освещения зон отдыха. Их можно закрепить на потолке, создав волнообразный или криволинейный узор. Для подсветки барной зоны хорошо подойдут проекционные и декоративные светильники. Способ крепления любой: собственно на барной стойке, позади бармена, под потолком.
Нередко требуется подчеркнуть посредством освещения стилевое направление вечеринки. С этой целью обычно применяются наиболее подходящие световые эффекты. Например, стиль «диско» требует использования лазерной аппаратуры, а также ультрафиолетовых светильников. Это позволит создать так называемый кислотный свет.
В результате с помощью системы освещения очень легко можно объединить или, наоборот, разделить на несколько зон клубное пространство. Но чтобы все используемое оборудование правильно работало, создавая нужную атмосферу, необходимо грамотное управление.
Таким образом, велика вероятность того, что ночной клуб, в котором не предусмотрена эффективная система освещения, вряд ли будет пользоваться популярностью. Каждый из существующих видов осветительных приборов имеет свое предназначение, что вовсе не ограничивает область применения.
Просто функционально вращающиеся головы, стробоскопы, колорченджеры и другие аппараты способны выполнять определенные задачи, что всегда учитывается при выборе. Это может быть организация заливающего, следящего или точечного света. Кроме того, подсветка не должна быть полностью статичной, для клуба важна динамика в освещении.